Образование корпуса производится на основании данных сборочного чертежа с учетом необходимости обеспечить соответствующий ход запорных элементов, конструкцию и размеры присоединительных элементов для крепления к трубопроводу и присоединения крышки. Как правило, установка стержня в форме отливки корпуса, который имеет вид тройника с тремя фланцами, не вызывает сложностей. Строительная длина и размеры присоединительных фланцев выбираются по соответствующему нормативному документу. Размеры фланца под крышку и остальные конструктивные данные (толщины стенок и крышек и др.) определяются на основании расчета согласно СТ ЦКБА 003-2003 «Арматура трубопроводная. Корпуса и крышки. Нормирование статической прочности». Для задвижек больших диаметров проходов очень важно обеспечить получение материала с высоким модулем упругости, что является наиболее эффективным методом увеличения жесткости задвижки. Возможности повышения жесткости путем увеличения ребер в задвижках больших проходов обычно ограничены. Сечение полости, в которой среда движется по дуге окружности, целесообразно проектировать в виде овала или прямоугольника таким образом, чтобы длинная ось сечения была направлена перпендикулярно радиусу поворота полости (трубы), а короткая — по радиусу поворота. Таким образом, уменьшаются габариты и разность скоростей среды по внутреннему и наружному радиусам закругления, что способствует уменьшению гидравлического сопротивления данного участка. Построив форму внутренней полости задвижки, фланцы, выбрав толщину стенок, создают сопряжения фланцев с корпусом по ГОСТ 12817 и ГОСТ 12819, размещают ребра жесткости, если таковые предусмотрены. Толщина наружных ребер по технологическим соображениям принимается равной 0,7—0,8 толщины стенок отливки; толщина внутренних ребер 0,6—0,7 толщины стенки. В местах установки ребер с обеих сторон стенки целесообразно расположить их в шахматном порядке. Высоту ребер, исходя из технологических факторов, желательно иметь не более 5 толщин стенки. Для обеспечения прочности земляного «болвана», который формируется между магистральным и средним фланцем, должны быть соблюдены следующие размеры h и l (рис. 1): для фланцевых корпусов Dy ≤ 50 мм, h ≥22 мм, l ≥ 30 мм; Dy ≥ 70 мм, h ≥ 45 мм, l ≥ 35 мм. Для обеспечения плотности металла формовка осуществляется с применением открытых прибылей (рис. 2 а), закрытых (рис. 2 б) или отводных (рис. 2 в). Рисунок 1 – Возможные места смыва земляного «болвана» h и l Рисунок 2 – Расположение на стальных отливках корпусов прибылей а) открытых; б) закрытых; в) отводных При определении положений высоты линии фланцевого разъема корпусов и крышек необходимо принимать во внимание, что более высокий разъем относительно оси прохода хотя и повышает сложность отливки и обработки корпуса, но в то же время делает его более прочным и жестким. Поэтому целесообразно высоту делать максимальной за счет сокращения высоты крышки. На рис. 3 приведены способы увеличения прочности и жесткости задвижек помимо тех, которые показаны в конструкциях, приведенных ранее. На рис. 3, а показано применение наружных местных ребер; на рис. 3, б приведен корпус стальной задвижки Dy = 1200 мм на условное давление Ру = 16 кг/см2. Крышка и его верхняя часть образуют шаровую полость, в стенках которой давление среды вызывает только деформацию растяжения. а б Рисунок 3 — Способы увеличения жесткости арматуры: а — применением наружных ребер; б — применением шаровой формы