Чтобы запорную арматуру было удобно классифицировать, хранить и продавать, ее определенным образом маркируют и обозначают. При этом маркировка запорной арматуры с одной стороны не должна занимать много места на изделии, с другой – быть максимально информативной для потребителя и производителя. На сегодняшний день все существующие виды отечественной запорной арматуры маркируются в соответствии с российским законодательством (ГОСТами). Маркировка запорной арматуры обязательно должна включать в себя: • товарный знак или наименование производителя; •условный проход, мм. Здесь подразумевается условный (номинальный) диаметр. Обозначается как Ду (DN), а затем без пробела идет величина диаметра; •условное давление, МПа. Номинальное давление. Обозначается как Ру или PN. Кроме давления допускается указание рабочего диапазона температур; •направление потока среды. Указывается в виде стрелки на корпусе. Наносится еще на этапе литья, штамповки; •марка материала корпуса. Материалы корпуса и затвора маркируются так: нж – нержавеющая сталь, лс – легированная сталь, ч – серый чугун. Уплотнительные поверхности: бр – бронза, латунь, п – пластмасса, р – резина. Как проводится маркировка запорной арматуры? В соответствии с отечественными ГОСТами маркировка запорной арматуры наносится непосредственно на корпус изделия. Всю информацию о конкретной модели наносят с лицевой стороны, а знак товаропроизводителя – с обратной. Маркировка запорной арматуры на металлическую поверхность корпуса наносится тремя основными способами: • штамповка. Представляет собой процесс деформации материала. Таким тиснением на поверхности корпуса арматуры создаются буквы и цифры. Долговечность данного тиснения такое же, как и у самой арматуры; • гравировка. Является одним из древнейших способов нанесения на металлы надписей. Гравировку можно встретить на дореволюционных вентилях и кранах. Нанесения букв и цифр осуществляется с помощью резца, в роли которого может выступать штихель, фреза, пуансон (внешне похож на гвоздь); • клеймение. Представляет собой достаточно сложный процесс, который потребует определенного навыка и профессионализма от исполнителя. Для нанесения используется специальное оборудование – электроискровой карандаш. Данный способ используется достаточно редко. Следует отметить, что в зависимости от материала корпусных деталей, наружные поверхности запорной арматуры могут окрашиваться в соответствующий цвет: • синяя покраска означает легированную сталь; • голубая – коррозионную сталь; • черный цвет окраски соответствует серому ковкому чугуну; • серый – углеродистой стали. Опишем маркировку запорной арматуры на примере продукции завода «Адмирал»: • 19с63нж. Число 19 означает затвор обратный, клапан герметичный. Маленькая буква «с» означает корпус выполнен из углеродистой стали. Буквы «нж» говорят, что уплотнительные поверхности в изделии выполнены из нержавеющей стали; • 30нж541нж. «30» означает, что запорная арматура относится к типу задвижек. «нж» – корпус выполнен из нержавеющей стали. «5» обозначает, что для управления используется механический способ управления с конической передачей. «41» – номер модели. «нж» – уплотнительные поверхности в изделии выполнены из нержавеющей стали; • 32с908р. «32» – изделие является затвором поворотным дисковым. «с» – выполнено из углеродистой стали. «9» – управляется электрическим приводом. Номер модели 08. «р» – уплотнительные поверхности выполнены из резины. Завод «Адмирал» уделяет должное внимание маркировке запорной арматуре. Причем это делается не только для того, чтобы облегчить жизнь для потребителя и эксплуататора продукции, но, и чтобы сделать более простым хранение продукции на складах предприятия и ее распространение по представительствам и точкам сбыта. Маркировка позволяет легко классифицировать арматуру. Четкая, хорошо видная маркировка запорной арматуры делает обращение с ней более простым и удобным. Это касается как покупки и доставки, так и дальнейшего обслуживания, ремонта, приобретения запасных деталей к ней. Плохо видные обозначения в конечном итоге могут привести к неправильной замене детали и полному выходу из строя изделия. Маркировка запорной арматуры наносится на завершающем этапе производства, но перед проведением испытательный процедур. Если был обнаружен брак, модель не затеряется и будет быстро доработана (исправлена). Маркировка наносится квалифицированными специалистами с использованием современного оборудования. Качество маркировки является признаком хорошей репутации и ответственности производителя.