Значение смазки для подшипников общеизвестно, однако и для таких тихоходных пар, какими являются шпиндель — ходовая гайка, значение смазки велико. Так, результатами исследований установлено, что гайка из латуни ЛС59-1, работающая в паре со шпинделем из стали Ст.5 и выдерживающая при работе под большой нагрузкой со смазкой несколько тысяч ходов без заметных следов износа, при отсутствии смазки изнашивалась быстро. Подбор смазывающих материалов должен производиться таким образом, чтобы они в планируемых условиях эксплуатации обеспечивали смазывание трущихся поверхностей, не выдавливались и были физически и химически стойкими. Важнейшей характеристикой смазок является их вязкость (кинематическая вязкость в сст или относительная — в градусах Энглера °Е). При замене одного вида смазывающего материала другим прежде всего подбираются смазки, близкие по вязкости, а затем проверяются другие свойства заменителя. Консистентные смазки характеризуются пенеграцией, оцениваемой в градусах по глубине погружения конуса за 5 сек. Чем мягче смазка, тем больше число пенеграции. Для оценки свойств смазки важными являются также температура каплепадения и температура вспышки. В соответствии с назначением смазки классифицируются на антифрикционные, защитные и уплотняющие. По основным свойствам смазки подразделяются на низкоплавкие — с температурой каплепадения до 65° С; среднеплавкие — с температурой каплепадения до 100° С; тугоплавкие — с температурой каплепадения свыше 100° С; водостойкие — не растворяющиеся в воде; морозостойкие — не теряющие эксплуатационные свойства при температуре ниже —30° С; активированные — для особо высоких нагрузок; защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные. Смазочные материалы используются в узлах трения трубопроводной арматуры для смазки подшипников, зубчатых и червячных передач редукторов приводов, резьбовых пар «шпиндель —ходовая гайка», сальников регулирующих клапанов, а также для смазки уплотняющих поверхностей кранов и задвижек и пропитки сальниковых набивок. Чаще всего применяются антифрикционные смазки ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221. Смазка ЦИАТИМ-201, изготавливаемая по ГОСТ 6267, состоит из минерального масла, в которое для загущения добавлено литиевое мыло. Ее температура применения составляет от —60 до +120° С. Эта смазка способна противостоять окисляющему воздействию воздуха и химическому воздействию среды (химически стабильна), но не рекомендуется для контакта с деталями из цветных металлов и сплавов и для работы при высоких нагрузках. Смазка ЦИАТИМ-221, изготавливаемая по ГОСТ 9433, используется в более широком диапазоне температур от —60 до +150° С и представляет собой кремнийорганическую жидкость, в которую для загущения также добавлено литиевое мыло. Смазка нейтрально действует на резину, поэтому она может быть использована и для смазки резиновых манжет. Смазка ЦИАТИМ-221 является стойкой в парах кислот. Смазка редукторов может производиться машинным маслом марки Л или марки С по ГОСТ 1707, которое широко используется в машиностроении, или автолом 6. Для смазывания резьбовых пар «шпиндель — ходовая гайка» должны применяться смазки, которые не стекают после их нанесения на резьбу, выдерживают большие удельные давления, не смываются атмосферными осадками и являются физически стойкими при температуре применения. При температуре от —20 до +65° С для этого применяется солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, в которое для загущения добавлено кальциевое мыло жирных кислот. Он предназначен для работы при удельных нагрузках, не превышающих 30 МПа, и скоростях скольжения, не превышающих 0,3 м/с. При повышенных температурах для этих целей применяются более тугоплавкие смазки. Для стойкости смазки при повышенных температурах в ее состав добавляют чешуйчатый или коллоидный графит, которые оказывают хорошее смазывающее действие в трущихся парах. Однако при отсутствии кислорода и воды графит начинает действовать как абразив. Кроме того, при применении такой смазки на сталях, содержащих относительно высокий процент хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома, из-за которого возникает точечная (язвенная) коррозия. Поэтому для приготовления смазок предпочтительнее использовать карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью или дисперсный графит, так как они не провоцируют возникновение язвенной коррозии. Методика приготовления графитовой смазки приведена в СТ ЦКБА 075-2009. Для узлов трения также широко применяется консталины жировые по ГОСТ 1957: марка УТ при температуре до 120° С, а марка УТ-2 при температуре до 135° С. Ограничением в применении является присутствие влаги, так как консталины жировые легко смываются с деталей. Для сальников с целью создания минимального трения между штоком и набивкой применяется консистентная смазка различного состава (в зависимости от температуры рабочей среды. Состав пропитки сальниковых набивок обуславливается ее назначением и условиями работы. Реже для пропитки применяются масло цилиндровое и смазка МГС, а также смазка бензиноупорная марки БУ. Для работы арматуры в агрессивных средах применяются фторированные смазки. Все чаще в арматуре используется смазка, состоящая из кремнийорганической жидкости с добавлением дисульфита молибдена — двусернистого молибдена — MoS2. Такая смазка уменьшает силы трения и износ при работе кранов и резьбовых соединений «шпиндель — ходовая гайка», чем значительно увеличивает продолжительность эксплуатации изделий при температуре до +250° С, а в изделиях из стали Х18Н10Т — при температуре до +350° С. Достоинство такой смазки также в том, что дисульфит молибдена стоек в среде, содержащей азот, водород, в серной, фосфорной и уксусной кислотах при температуре от —200 до +450° С. В средах, содержащих сильные окислители, смазка с дисульфитом молибдена не стойка, так как окисляется содержащаяся в нем сера. Для консервации деталей трубопроводной арматуры на время складского хранения ответственных объектов применяется пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005. Для складского хранения обычной арматуры используется смазка универсальная низкоплавкая УН по ГОСТ 782 — технический вазелин. В условиях тропического климата создаются особо сложные условия эксплуатации арматуры, так как она при этом подвергается интенсивному воздействию лучистой энергии солнца и соляных туманов. Интенсивно происходит и плеснеобразование. Для этих условий смазка должна подбираться особенно тщательно и иметь свойства, обеспечивающие нормальную работу арматуры. Общие сведения о применяемых в трубопроводной арматуре смазках приведены в стандарте СТ ЦКБА 059-2008 «Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазки. Область применения, нормы расхода и методы нанесения».