Задвижки — наиболее часто встречающиеся механизмы, выполняющие роль запорных устройств. Их можно встретить практически на всех видах трубопроводных систем. Функциональное назначение заключается в полной или частичной остановке прохождения технологических сред. То есть задвижки, в зависимости от задач использования, могут действовать как с функцией запора, так и в роли регулирующего прибора. К достоинствам задвижек специалисты относят следующие эксплуатационно-технические характеристики: · конструкционная простота; · механизмы небольшой длины; · применение в условиях любой окружающей среды; · гидравлическое сопротивление с невысокими показателями Низкий уровень сопротивления из перечисленных выше преимуществ имеет огромное значение для магистральных трубопроводных систем. В связи с их назначением — перекачка технологической среды на большое расстояние — вещества движутся с высокой скоростью. Задвижки обладают низким уровнем гидравлики, поэтому не препятствуют прохождению потока. Чаще всего задвижки на магистралях используются не для частичного перекрытия, а для остановки движения в связи с аварийными ситуациями или ремонтами. Что позволяет наблюдать только два основных состояния механизмов: «открыто» или «закрыто». Одним из видов классификации задвижек является их различие по типу движения шпинделя. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным. Конструктивные особенности задвижки с выдвижным шпинделем Задвижка с выдвижным шпинделем характеризуется расположением действующего механизма с наружной стороны корпуса. Над корпусом с верхней стороны установлена гайка хода с резьбовым соединением. Она в свою очередь присоединяется непосредственно к шпинделю, который осуществляет движение по типу выдвижного механизма. Верх шпинделя способен изменять свое положение по длине передвижения. Для возможности данного действия гайку монтируют выше сальника, с верхней стороны крышки корпуса. Принципом функционирования задвижек с выдвижным шпинделем является поступательное или вращательно-поступательное движение: при открытом затворе шпиндель совместно с затвором перемещается по направлению. Наружные механизмы поднимаются на определенную высоту. Преимущества и минусы задвижек с выдвижным шпинделем Запорная арматура данного вида устанавливается только на трубопроводах, по которым происходит движение жидких, не вязких, или газообразных веществ. Их нельзя использовать в шламовых и пульповых системах трубопроводов. Несомненным достоинством задвижки с выдвижным шпинделем является ее абсолютная ремонтоспособность. Для проведения технического обслуживания не нужно вскрывать корпус устройства, все работы производятся на поверхности. Кроме того, преимущество заключается в том, что нет непосредственного контакта технологической среды и узлов, деталей запорных элементов. Это значительно продлевает срок ее эксплуатации. По прочности и надежности конструкции в разы превосходит аналогичные детали с невыдвижным шпинделем. Негативным фактором считается высота запорного устройства. Поскольку шпиндель во время передвижения затвора выдвигается, необходимо при монтаже предусматривать такую возможность и оставлять технологическое расстояние от поверхности корпуса, что не всегда удается на трубопроводах, проходящих под землей. Данная особенность конструкции увеличивает и необходимую строительную высоту, а также вес задвижки. Классификация задвижек по типу затвора Затвор задвижки выполняется как клин или имеет дисковую конструкцию из одной-двух тарелок. По данному признаку различают задвижки клиновые с выдвижным шпинделем или параллельные. Седла внутри задвижки клиновой с выдвижным шпинделем размещаются под определенными углами друг к другу и перпендикулярно движению технологической среды. Действие же дисков осуществляется параллельно, что и дало название данному типу устройств. Способы монтажа задвижек к трубопроводу В зависимости от вида креплений задвижки можно разделить на следующие виды: · фланцевые; · муфтовые; · привариваемые На корпусах задвижек по боковым сторонам располагаются детали определенного строения, при помощи которых производится монтаж задвижек на трубопроводы. Управление функционированием задвижек Для трубопроводов с диаметром сечения до 150 мм чаще всего применятся задвижки с механическим управлением при помощи маховика. Реже используются механизмы с редукторным приводом. На магистральных трубопроводах, обладающих большим сечением (от 500 мм) и высоким давлением технологической среды, могут применяться задвижки с электрическим приводом. При их использовании существуют определенные трудности: для запуска механизма необходимо большое количество оборотов. Поэтому быстрое перекрытие потока технологической среды практически невозможно.